Снятый в 94-м фильм Юрия Кары за те годы, что лежал в сейфах у продюсеров, изрядно оброс легендами: говорили, что добраться до экрана картине мешает то ли проклятие, то ли еще какой полтергейст — словом, мистика (как будто мало было фильмов, которые не дошли до зрителя по финансовым причинам), про гениальную актерскую игру Ульянова-Пилата и Бурляева-Иешуа.
В общем, «Мастера и Маргариту» ждала классическая судьба фильма, который никто не видел. Потом копию из сейфов все-таки извлекли, после единственного закрытого показа полной, трехчасовой версии (сейчас в кинотеатрах выходит вариант, урезанный до двух часов) на ММКФ она попала в файлообменные сети, и все, кто был заинтересован, фильм посмотрели.
Разочарованных вроде бы не было, но невозможно было и не заметить, что фильм укоренен в девяностых и сделан по шаблонам позднеперестроечного кино. Причем не столько в формальном, а, с позволения сказать, и в этическом смысле: нечистая сила у Кары прячется в Кремле, на бал к Сатане являются главные злодеи советской истории. Да, в своем 94-м «Мастер и Маргарита» произвели бы резонанс — и немалый, но оттого еще сильнее ощущается, как сильно фильм опоздал.
Сегодня ему, похоже, уготована судьба забавного артефакта минувшей эпохи, не более того. Снятый в 94-м фильм Юрия Кары наконец-то можно увидеть в кинотеатрах.